Система контроля дорожных механизмов Интернет приемная нарушители
Мероприятия по совершенствованию мостовых сооружений на автомобильных дорогах общего пользования новосибирской области на 2008-2012 гг.


ДЕПАРТАМЕНТ ТРАНСПОРТА И ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА
НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ
НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

СОГЛАСОВАНО:
Начальник ГБУ НСО ТУАД

________
п/п __________ К.Г. Громенко

26 ____ мая ____ 2008 г.
УТВЕРЖДАЮ:
Руководитель департамента транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области
___________
п/п _____________ Н.Н. Симонов

29 ____мая _____ 2008 г.


МЕРОПРИЯТИЯ
ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ МОСТОВЫХ СООРУЖЕНИЙ
НА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГАХ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ
НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2008-2012 гг.






Новосибирск, 2008

ВВЕДЕНИЕ

Мостовые сооружения в составе автомобильных дорог общего пользования имеют большое значение для обеспечения устойчивых, часто единственных, транспортных связей между населенными пунктами, и независимо от объемов перевозок и интенсивности движения являются социально значимыми сооружениями. Проблема совершенствования мостовых сооружений является весьма актуальной, имеет технический и социально-экономический аспекты.

В результате недоремонтов из-за экономического кризиса на рубеже веков, дефектообразование значительного количества мостовых сооружений превысило допустимый уровень, техническое состояние снизилось до неудовлетворительного и аварийного, а строительства новых мостовых переходов практически не осуществлялось. Такая ситуация привела к необходимости поиска новых подходов к организации финансирования и выполнения работ по ремонту и содержанию сооружений в условиях разграничения полномочий между органами власти разных уровней, перераспределения источников формирования областного и местных бюджетов. Период 2006-2007 гг. можно считать переломным, в котором тенденцию к ухудшению технического состояния мостовых сооружений удалось не только переломить, но и получить обнадеживающие результаты.


1. ДАННЫЕ О ТЕХНИЧЕСКОМ СОСТОЯНИИ МОСТОВ И РЕЗУЛЬТАТЫ 2006-2007 гг.
За ОГУ ТУАД Новосибирской области закреплены на праве оперативного управления 271 мостовых сооружений суммарной длиной 11390 м. Из них 48 мостов (1027,7 м) в составе бывших внутрихозяйственных дорогах переданы в 2006 г. Приказом Департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области от 30.01.2006 г. №78. Среди сооружений числится 10 путепроводов через железнодорожные пути, 27 ветхих деревянных мостов.

Параметры технического и транспортно-эксплуатационного состояния сооружений, контролируемые с помощью автоматизированной системы АИС ИССО, пополняемой по результатам ежегодных весенних и осенних осмотров, служат критериями для разработки планов выполнения профилактических работ и ремонтов мостов. Ежегодные осмотры мостов с анализом технического состояния и формированием дефектных ведомостей сооружений с 2000 г. осуществляет лаборатория Мосты Научно-инженерного дорожного центра Сибирского государственного университета путей сообщения (НИДЦ СГУПС), целевые обследования сооружений – специализированные обследовательские организации. Техническое состояние сооружений оценивается баллами по несущей сп особности, безопасности движения, долговечности, ремонтопригодности, грузоподъемности и обобщенному показателю, на основании которых выводятся интегрированные оценки состояния. По результатам осеннего осмотра 2007 г., из 271 мостов имеют состояние: аварийное – 15 (5,5 %),предаварийное – 12 (4,4%), неудовлетворительное – 71 (26,2 %), посредственное – 114 (42,1 %), хорошее – 51 (18,9 %), не оценивалось – 8(2,9%). В результате проведенной в 2007 г. паспортизации 48 мостов, переданных ГБУ НСО ТУАД в 2006 г., оказалось: аварийных – 14 (29,2 %), неудовлетворительное – 14 (29,2 %), посредственное – 18 (37,5 %), хорошее – 2 (4,2 %).

За 2006-2007 гг. построено и введено в эксплуатацию 9 новых мостов. Переустроено 10 ветхих деревянных мостов: 1) ч/р Елбак на а/д Болотное – Зудово в Болотнинском районе; 2) ч/р Шележиха на а/д 23 км а/д Н-2403-Бобровка-Шайдурово в Сузунском районе; 3) ч/р Ирмень на а/д 83 км а/д "К-17р"-Козиха в Ордынском районе; 4) ч/р М. Чингис на а/д Чингис-Нижнекаменка-Завъялово в Ордынском районе; 5) ч/р Федуниха на а/д 23 км а/д Н-2403-Бобровка-Шайдурово в Сузунском районе; 6) ч/р Плоская на а/д 51 км а/д "Н2403"-Шарчино в Сузунском районе (в гофротрубу); 7) ч/р Сурьянка на а/д Сузун-Каргаполово-Тараданово в Сузунском районе; 8) ч/р М. Изылы на 8 км а/д 33 км а/д Н-2601-Доронино-Новоабышево в Тогучинском районе; 9) ч/р Бол. Барлак на а/д 2 км а/д Н-2105 - Кубовая в Новосибирском районе; 10) ч/р Саева на а/д 25 км а/д К-15 - Лихановский в Черепановском районе (в гофротр убу); 11) ч/р Чингис на а/дЧингис-Нижнекаменка-Завъялово в Ордынском районе.

В 2007 г. из 6 объектов строительства 3 объекта введены в эксплуатацию (ч/р Елбак в Болотнинском районе, ч/р Чингис и ч/р Мал. Чингис в Сузунском районе), 3 являются переходящими на 2008 г. (ч/р Сурьянка на 33,1 км а/д Сузун – Каргаполово – Тараданово в Сузунском районе, ч/р Майзас на 1,45 км а/д 36 км а/д Н-1708 - Козловка – 13 км а/д Н-1711 в Кыштовском районе и ч/р Изес на 10,81 км а/д 99км а/д "К-02" – Павлово в Венгеровском районе). Общее освоение финансовых средств по строительству составило 56,6 млн. руб. из плановых 70,5 млн. руб. (80,3 %). Из 20 объектов капитального ремонта работы выполнены в полном объеме на 18 (из них 4 сооружения – переходящие на 2008 г., в т. ч. переустройство трубы на 74 км а/д 127 км а/д К-19р - Дубровка – Маслянино в Маслянинском районе, устройство трубы на 14 км а/д Легостаево – Новососедово – Верх-Ики в Искитимском районе, замена трубы на а/д Таскаево – Красный Яр в Барабинском районе и усиление моста ч/р Издревая на 23 км а/д Новосибирск – Ленинск-Кузнецкий); введены в эксплуатацию 16. По объектам капремонта выполнение составило 111,7 млн. руб. из 129,1 млн. руб. (86,5 %).

Количество аварийных мостов, в 2005 г. составлявшее 22 сооружения, в летний строительный период 2006 г. сокращено до 9, но за зимний период увеличилось до 14. В строительный период 2007 г. выведены 8, однако за счет появления в связи с прогрессирующим износом 3 ветхих деревянных мостов дополнительно и провед енной паспортизацией переданных мостов, их количество стало равным 15. Количество построенных и отремонтированных мостов за последние годы представлено в табл. 1.1.


Таблица 1.1 – Количество объектов строительства и кап. ремонта мостов в 2000 – 2008 гг.

Вид работ
Количество объектов мостостроения по годам, шт.
2000
2001
2002
2003
2004
2005
2006
2007
План
2008
Строительство мостов
6
4
7
1
3
-
5
6
13
Капитальный ремонт мостов
8
10
15
5
8
7
13
20
21
ИТОГО:
14
14
22
6
11
7
18
26
34
В соответствии с результатами осмотров и анализом, проведенным лабораторией Мосты НИДЦ СГУПС, данные об изменении технического состояния мостовых сооружений характеризуются данными диаграмм, представленных на рис. 1.1 (сравнительные показатели по экспертным оценкам) и рис. 1.2 (сравнительные характеристики по балльности) за последние годы.

Рис. 1.1 – Сравнительные характеристики по экспертным оценкам


Рис. 1.2 – Сравнительные характеристики по балльности

Как видно из диаграммы на рисунке 1.2, за летний период 2007 г. произошел прирост по всем показателям, характеризующим техническое состояние сооружений, относительно как весны 2007 г., так и предыдущих лет. По сравнению с 2006 г., этот прирост не велик, что обусловлено тем, что для 8-ми не завершенных ремонтом объектов балльные оценки учитывались своими доремонтными значениями.
Объекты строительства мостовых переходов 2007 г.,
введенные в эксплуатацию

Мостовой переход ч/р Мал.Чингис на 4 км а/д
Чингис – Нижнекаменка - Завьялово в Ордынском районе
Мостовой переход ч/р Чингис на 9 км а/д
Чингис – Нижнекаменка - Завьялово в Ордынском районе
Мостовой переход ч/р Елбак на 14 км а/д Болотное – Зудово

Некоторые объекты капитального ремонта мостов 2007 г.

Мост ч/р Федуниха в с. Бобровка в Сузунском районе

Мост ч/р Бол. Барлак в Новосибирском районе
Гофротруба ч/р Плоская на 19,61 а/д "51 км а/д "Н-2403" - Шарчино" в Сузунском районе

2. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ЗАДАЧИ ТЕКУЩЕГО ПЕРИОДА


Поддержание транспортно-эксплуатационного и технического состояния и совершенствования мостовых сооружений осложнялось наличием разных типов конструкций и накоплением большого количества сооружений с неудовлетворительным и аварийным состоянием. В настоящее время цель ликвидации списка аварийных сооружений уже не стоит столь остро. Наряду с этой задачей необходимо ставить другие, с прицелом на предупреждение прогрессирующего развития опасных дефектов и строительство новых стратегически важных объектов.

На современном этапе важным становится решение не только тактических задач поддержания транспортно-эксплуатационного и технического состояния сооружений, но и стратегических задач совершенствования существующих и строительства новых мостовых сооружений для создания транспортных связей на перспективных направлениях. Это возможно только на основе комплексного и системного подхода на всех этапах, начиная с анализа складывающихся условий, включая проектирование, степень оснащенности и готовности подрядных организаций, обеспечение качество подрядных работ и пр.

Выбор приоритетности и очередности выполнения капитального ремонта, реконструкции или нового строительства сооружений должен производиться на основе анализа технического состояния сооружений, стратегической перспективы развития экономики зоны их расположения и социальной значимости.
Уровень принимаемых конструктивно-технологических решений (в т. ч. используемые материалы и оборудование), а также организация работ должны соответствовать передовому отечественному и зарубежному опыту, обеспечивать поддержание технического состояния и транспортно-эксплуатационных характеристик сооружений, обеспечить необходимые темпы восстановления несущей способности существующих и строительства новых мостовых сооружений.
В связи с массовым появлением на рынке перевозок большегрузно й автомобильной техники возникла необходимость усиления несущих конструкций автодорожных мостов (то есть реконструкции существующих мостов под фактически действующие нагрузки) на маршрутах перевозки щебня и продукции промышленных предприятий. Кроме того, при проектировании и строительстве новых мостовых сооружений необходимо учитывать требования введенного в действие с 01.01.2008 г. национального стандарта ГОСТ Р52748-2007 Дороги автомобильные общего пользования. Нормативные нагрузки, расчетные схемы нагружения и габариты приближения, который определяет расчетными нагрузками для мостовых сооружений на любых категориях дорог нагрузку А-14.
При организации подрядных работ важными аспектами деятельности службы государственного заказчика является максимальное внимание к вопросам обеспечения безопасности движения, безопасности и качеству выполняемых работ, повышения эффективности использования финансовых средств.
Таким образом, задачи современного этапа можно разделить на 2 направления (подпрограммы): 1) текущие оперативные меры по поддержанию технического состояния и совершенствования мостовых сооружений; 2) стратегические задачи создания новых транспортных связей на перспективных направлениях.

3. СТРУКТУРА И ЦЕЛИ МЕРОПРИЯТИЙ
Мероприятия по совершенствованию мостовых сооружений на автомобильных дорогах общего пользования Новосибирской области на 2008-2012 гг. целесообразно условно разделить на 2 подраздела.
1. Подраздел Поддержание транспортно-эксплуатационного и технического состояния сооружений (операти вные меры) , включающая задачи по следующим направлениям:
- ликвидации списка аварийных, предаварийных и неудовлетворительных мостовых сооружений;
- переустройство ветхих деревянных мостов с максимальным использованием конструкций комбинированных мостов и гофрированных труб.
- усиление несущих конструкций мостовых сооружении на маршрутах движения тяжеловесных транспортных средств, опор мостов из контурных блоков без армирования бетонного заполнения и др.
Тактическими целями программы является обеспечение надежности, безотказности работы мостовых сооружений, улучшение состояния мостовых сооружений, приостановление их разрушения и ликвидация сложившегося недоремонта, повышение безопасности движения и мобилизационной готовности мостов на случай возникновения чрезвычайных ситуаций.
Подраздел Совершенствование существующих и строительство новых мостовых сооружений для создания транспортных связей на перспективных направлениях (стратегическая):
- строительство мостовых сооружений, обеспечивающих прямые межрайонные связи;
- приведение габаритов мостовых сооружений и устройств безопасности дорожного движения в соответствие с категориями дорог и требованиями нормативных документов;
- строительство и реконструкция мостовых сооружений в пригородной зоне на въездах-выездах г. Новосибирска;
- проектирование новых мостовых сооружений, особенно на высоких категориях дорог с учетом расчета на нагрузки А-14 в соответствии с ГОСТ Р52748-2007 Дороги автомобильные общего пользования. Нормативные нагрузки, расчетные схемы на гружения и габариты приближения;
Стратегическими целями мероприятий являются развитие межрайонных транспортных связей, оптимизация сети автомобильных дорог; улучшение социальных условий сельского населения, содействие развитию экономическому развитию районов за счет сокращения транспортных издержек.
Мероприятия базируются на практическом опыте и возможностях подрядных организаций ГБУ НСО ТУАД, с учетом перспективы финансирования из областного бюджета. Реализация мероприятий будет достигаться за счет продуманного повышения эффективности используемых капитальных вложений на основе анализа и выбора приоритетов на расчетной основе, повышения темпов и качества выполнения подрядных работ, обеспечения бесперебойных транспортных связей, а также развития сети автомобильных дорог.

Это возможно на основе:
- внедрения системного подхода и автоматизированной информационной системы управления контактами на всех этапах создания новых, реконструкции или капитального ремонта существующих сооружений;
- применения прогрессивных конструкций, материалов и технологий, регламентов контроля качества содержания сооружений и СМР;
- повышения ответственности подрядных организаций и работников службы государственного заказчика за результаты работы на всех этапах деятельности.
Для выполнения программы предусматриваются следующие основные административно-управленческие меры.
- повышение ответственности кураторов объектов при разработке технического задания и на всех стадиях проектирования, строительства и капитального ремонта сооруж ений; организация опережающего проектирования объектов последующих лет;
- индивидуальный подход к выбору подрядчиков с учетом их оснащенности, опыта ведения работ в зимнее время, способности выполнять специальные работы, при условии обеспечения качества работ);
- внедрение при проектировании и выполнении подрядных работ по строительству и капитальному ремонту сооружений элементов системы управления рисками с определением юридической и финансовой ответственности подрядных организаций;
- заключение контрактов на срок до полного выполнения работ в соответствии с проектно-сметной документацией;
- концентрация средств на стратегически важных, социально значимых и аварийных объектах, в целях повышения эффективности работы подрядных организаций и использования средств по возможности – по 2-3 близкорасположенных объектов на участке автомобильной дороги;
- внедрение системы оперативного контроля хода и качества выполнения работ на объектах строительства и капитального ремонта с отражением информации индивидуально по каждому объекту в ведомостях;
- четкое взаимодействие по вопросам организации работ с местными администрациями, органами ГИБДД, по вопросам обеспечения качества и приемки работ - с органами госстройнадзора и обследовательскими организациями.
4. ПЛАНИРУЕМЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

План реализации Мероприятий по совершенствованию мостовых сооружений на автомобильных дорогах общего пользования Новосибирской области на 2008-2012 гг. предусматривает капитальный ремонт или новое строительство всех аварийных и предаварийн ых мостов (прил.1), ветхих деревянных мостов (прил.2), а также неудовлетворительных сооружений (прил. 3).
Планами работ 2008-2012 гг. предусматривается строительство таких сооружений, как мост ч/р Издревая и путепровод через ж/д пути Инская-Сокур на 23 км а/д Новосибирск-Л.Кузнецкий(при реконструкции указанной автодороги), мост ч/р Иня и путепровод через ж/д пути Инская-Тогучин у с.Сарапулка, позволяющие обеспечить устойчивую транспортную связь Мошковского и Тогучинского районов НСО, строительство моста ч/р Каракан на 67 км а/д 54км а/д М-52 - Завьялово - Факел Революции позволит обеспечить устойчивую транспортную связь между Искитимским и Ордынским районами НСО.
Отдельно разрабатываются меры по усилению конструкций мостов на маршрутах движения тяжеловесных транспортных средств с привлечением инвестиций заинтересованных организаций и совмещением, по возможности, сроков работ по усилению с плановыми сроками ремонтов или корректировкой последних.
В перечень объектов строительства и капремонта на 2008-2012 гг. (прил. 5) включены 122 мостовых сооружения, в том числе строительство и реконструкция 27 и капитальный ремонт 95 мостовых сооружений. Для реализации мероприятий необходимы капитальные вложения в объеме 357,1 млн. руб., в том числе по годам (млн. руб.):


Статья затрат
ВСЕГО,
млн.руб.
Стоимость по годам, млн. руб.
2008
2009
2010
2011
2012
Строительство и реконструкция
1063,78
180,54
231,37
160,18
225,00
266,69
Модернизация и капремонт
870,2
138,36
130,2
233,8
228,34
139,5
ИТОГО:
1933,98
318,9
361,57
393,98
453,34
406,19


Стоимость объектов определена ориентировочно в текущих ценах с учетом коэффициентов-дефляторов, утвержденных Минэкономразвития РФ, и будет корректироваться после разработки проектно-сметной документации.
Применение того или иного типа сооружения должно производиться на основе анализа местных условий, прежде всего – гидрологических и инженерно-геологических, и возможностей подрядных организаций. Варианты сооружений будут рассматриваться на стадии проектирования для каждого конкретного сооружения.

Начальник отдела ИССО ГБУ НСО ТУАД В.С. Молчанов


КОНТАКТЫ
Государственное казенное учреждение Новосибирской области "Территориальное управление автомобильных дорог Новосибирской области"


  Почтовый адрес фактический:
630009 Новосибирск, ул. Никитина, 20/2

(383) 335-81-50 Факс: (383) 335-81-60
email: office@tuad.nsk.ru